Сайт преподавателя Вдовиной Ирины Александровны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Компетентностный подход при разработке учебных программ

Вдовина Ирина Александровна

Компетентностный  подход   при разработке 

учебных программ

1.Компетенции и компетентность

          В последние десятилетия в стране происходит "Тихая революция” (Г. П. Щедровицкий). Происходят взрывные изменения в экономике, политике, науке, социальной структуре общества. Это приводит к тому, что также быстро меняется социальный заказ к содержанию общего образования, качеству подготовки выпускников школ. Выпускник, который обучался по принципам системного управления (четкое пошаговое продвижение к цели по намеченному пути), попадает в систему ситуационного управления, когда не только варианты продвижения к цели могут варьировать, но и сама цель может видоизменяться в зависимости от стратегии развития организации, куда попадает выпускник. Новый социальный заказ требует введения новых образовательных областей, предметов, дисциплин, новых методик преподавания и нового качества получаемых знаний. Это уже не набор знаний, умений и навыков по отдельным предметам, а компетенции.

          Понятие компетентность, относят к функциональным областям, компетенции - к поведенческим. Хатл утверждает, что компетенции - это «характеристики индивидуальности которые показывают путь к отличному выполнению работы», включающие «знания и навыки», «черты характера и мотивы».

          Компетенции – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

          Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. (Хуторской А.В.)

 

2.Стратегия модернизации содержания образования

          Цели общего образования, заявленные в Стратегии модернизации содержания образования (2002), могут служить ориентиром при разработке образовательных проектов: учебных и образовательных программ, программ развития, опытно - экспериментальной работы. Характерной чертой этих целей является то, что они:

·        Универсальны - многофункциональны, овладение ими позволяет достичь различных целей в различных ситуациях;

·        Надпретметны и междисциплинарны - применимы в различных ситуациях в социуме: в семье, школе, политике;

·        Ведут к интеллектуальному развитию: абстрактное мышление, саморефлексия, критическое мышление, самооценка.

          Новые качественные цели общего образования в основном направлены на формирование и развитие личностных качеств учащихся как граждан. Результатом образования предполагается набор ключевых компетенций, позволяющих легко адаптироваться в меняющейся социальной среде. Выпускник должен видеть широкие возможности применения имеющихся знаний, не в содержании предметной области, где это знание было получено, а в зависимости от аналогичности ситуации (собственно не само предметное знание, а его сущность). Ключевым становится умение использовать знание по их сущностному значению (компетентность в данном вопросе), что должно позволить ребенку ориентироваться в сферах:

- самостоятельной познавательной деятельности;

- гражданско-трудовой деятельности;

- социально-трудовой деятельности;

- бытовой деятельности;

- культурно-досуговой деятельности;

3. Результат образования

          Образование, как совместную деятельность всех участников образовательного процесса, можно представить на трех уровнях:

1. Планируемый уровень образования – обеспечивается образовательной программой образовательного учреждения – выражает социальный заказ государства – отражается в целях, задачах и ожидаемых результатах – модель выпускника (компетентность).

2. Реализуемый уровень образования – реальный учебный процесс – выражает социальный заказ окружения образовательного учреждения – обеспечивается материалами, рекомендованными для ресурсного обеспечения образовательной деятельности учреждения или разработанными и прошедшими внутреннюю и внешнюю экспертизу в соответствии с теми образовательными линиями, которые оно реализует – учебник, программа, дидактические материалы (УМК).

3. Достигнутый уровень образования рассматривается в контексте личных достижений учащихся – может быть выражен в ГОСТ, ЗУНах – объем знаний по предмету, отношение к предмету, продвижение в предмете (компетенции).

Эти уровни, как матрёшка, поглощают один другой, создавая одну систему с одной общей целью образования и формируемыми компетенциями.

          Формирование ключевых компетенций, а не набора знаний позволяет решить такую проблему образования как перегруженность учебных планов - нет необходимости дублировать содержание образовательных областей или предметов, поскольку формируется универсальное знание.

          Процесс разработки таких образовательных и учебных программ уже начался, но возможности централизовано разработать полные учебно-методические комплекты под все социальные запросы общества во всех регионах фактически невозможно, право разработки этих материалов делегируется образовательным учреждениям, педагогам.

          Авторские и адаптированные (индивидуально-разработанные, модификационные) учебные программы являются нормативными документами образовательного учреждения. Работа по авторской и (или) адаптированной программе разрешается после получения 2- х рецензий и положительного заключения соответственно районного, городского или краевого экспертных советов.

4. Нормативные документы

Закон РФ от 10. 07. 1992 № 3266-1 «Закон об образовании»

Концепция структуры и содержания общего образования, одобрена постановлением Правительства РФ от 23.03. 2002  № 224.

Госстандарт среднего профессионального образования

Методические рекомендации и инструктивные письма Министерства образования

Региональный проект модернизации образования Мурманской области

Устав образовательного учреждения

Рабочий учебный план

Положение об образовательном учреждении

Положение о рабочей (учебной) программе от 10.03.2007.

На данные документы необходимо ориентироваться при:

ü                 формулировании целей и задач профессиональной деятельности педагога;

ü                 выборе методики, способов, средств представления предметного содержания образования;

ü                 планировании результатов совместной деятельности учащегося и педагога;

ü                 критериев оценивания и результативности обучения.

6. Виды рабочих программ

Типовая – рекомендована Министерством образования. Преподаватель разрабатывает тематическое планирование для данного года обучения, структура и содержание не меняются

 

 

 

Адаптированная – заимствованная программа, сокращена или упрощена применительно к возможностям контингента обучающихся (студентов): сокращено количество часов, но сохранена логика изложения курса, его целевые ориентиры.

Модифицированная – цель и общая логика типовой программы  сохранены, но содержание программы частично изменено: углубление одного блока за счет других, заменены формы и средства преподавания.

Интегрированнаяновые цели . Логика, средства, содержание курса построения на стыке различных предметов, с глубокими межпредметными связями (биофизика, термодинамика, МХК)

Составителяпринципиально новые цели, логика, средства, содержание курса, взятое из других уже существующих программ и составленные из отдельных блоков.

Авторская – принципиально новые цели, логика, средства, содержание курса (инновация)

 

7. Требования  к содержанию программ

          Рассмотрим логику разработки содержания учебной программы с позиции компетентностного подхода.

          Генеральной целью разработки и реализации учебной программы будут знания учащегося – для этого, собственно, и организуется весь учебный процесс в образовательном учреждении. Вначале, необходимо определиться с качеством ожидаемых знаний учащегося, будет ли это просто набор знаний умений и навыков (ЗУНы), что тоже необходимо для получения базовых знаний, или компетенции – переносимые, надпредметные, универсальные знания. В зависимости от поставленной цели выбирается содержание предмета, формируется набор учебной информации, в достаточном объеме для достижения учащимися заявленного разработчиком качества знания. Содержание предмета выстаивается в определенной логике (порядке) реализации, опять же в соответствии с заявляемым результатом обучения. Это может быть как от общего к частному, так и наоборот. Выбираются способы реализации содержания для достижения поставленной цели.

Основные требования к содержанию и оформлению учебных программ

·        Программа должна соответствовать основным документам, регламентирующим деятельность образовательного учреждения, не противоречить его идейным и целевым ориентирам;

·        В программе должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности. Принцип светского образования не распространяется на учреждения реализующие программы православной и иной религиозной направленности, но для них необходимо разрешение на использование от РПЦ и других представителей религиозной власти во избежание внедрения в образовательный процесс нетрадиционных культов деструктивной направленности, в частности, в последнее время широко распространена, и насаждается под разными масками дианетика (саентология);

·        Программы должны обеспечивать целостность и всесторонность развития личности ребенка -  обеспечивать компетентностный подход в образование и развитие компетенций;

·        Система оценивания, заложенная в программу, должна оказывать положительное влияние на самооценку, эмоции, мотивацию детей;

·        Вновь разработанные программы утверждаются на педсовете ОУ, проходят внутреннюю и внешнюю экспертизу (рецензирование);

·        Программа должна быть оформлена как нормативный документ.

8. Структура программы

Титульный лист

-информация о месте, где будет реализовываться программа

-Год разработки

-Уровень реализации программы (основной учебный предмет, дополнительная, углубленная, пропедевтический курс)

-Название программы

-Сроки реализации программы – в течение какого времени будет реализовываться данный курс, количество часов

-Вид (тип) программы – авторская, типовая, адаптированная, модифицированная, интегрированная.

-Разработчик – фамилия, имя, отчество

Пояснительная записка

-Актуальность создания программы (потребность, обновление какого-либо компонента образовательного процесса, проблемы и противоречия может решить, каких целей позволит достичь, где и как учащиеся смогут применить знания)

-Новизна программы (анализ научно- методической и научной литературы, место данного  курса (относительно концепции непрерывного содержания образования)

-Методологические положения программы (основные теоретические идеи, положенные в основу программы)

-Принципы отбора содержания достаточного для достижения цели формирования ЗУНов по ГОСТу, компетенций

-Методическая система позволяет за указанное время реализовать содержание программы

-Цели программы предвосхищение  результата образовательного процесса, направленные на решение основных проблем изложенных в пояснительной записке

-Задачи программы – конкретные цели, в которых описывается система средств, обеспечивающих достижение поставленных целей

-Результаты обучения и критерии оценки

Содержание программы

Подробное описание содержательного компонента по разделам (направлениям, темам, модулям).

             Каждый раздел включает :

Содержание определенной темы (модуля)

Описание результатов (знания, умения, навыки которыми должен владеть студент после изучения данного раздела)

             Учебно-тематический план

Данный раздел программы включает перечисление тем занятий (уроков, лекций, семинаров, лабораторных  и практических занятий) с указанием времени, отводимого на их выполнение

Дидактические материалы, приложения

Рекомендации для студентов

Контрольные задания

Темы проектов

Творческие задания для самостоятельной работы

Примерные темы сообщений, рефератов

9. Перечень литературы

Учебная литература для студентов (рекомендованная стандартом)

Дополнительная учебная литература (допущенная к использованию)

Литература, использованная для разработки программы

Технические средства обучения

Интернет источники

10. Примерное содержания рецензии для оценивания рабочей программы

Пояснительная записка (актуальность, цели программы, задачи программы, общая характеристика учебного процесса, характеристика технического оснащения учебного процесса, технологии, формы и методы обучения, формы и методы контроля)

Содержание программы (тематический план, календарно-тематический план, виды речевой деятельности, согласно стандарту)

Приложение (списки литературы, тематика сообщений, рефератов, проектных работ, мультимедийные презентации к урокам, дидактический раздаточный материал)

11. Список использованной литературы:

1.             Антипова, В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете / В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г.А. Пахомова //Педагогика.-2006.-№8.-С.57-62.

2.             Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р.М. Баскаев//Инновации в образовании.-2007.-№1.-С.10-15.

3.             Голуб, Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры / Г.Б Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман //Вопросы образования.-2008.-№2.-С.161-185.

4.             Дахин, А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре/ А.Н. Дахин //Школьные технологии.- 2006.-№5.-С.35-44.

5.             Иванов, Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.

6.             Лаптева, И.Д. К вопросу о педагогической компетентности / И.Д. Лаптева //Педагогическое образование и наука. - 2007. - №4.-С.35-38.

7.             Лебедев, В.В. Структурирование компетенций  - перспективное направление в решении проблем образования/ В.В. Лебедев  //Школьные технологии.-2007.-№2.-С.97-103.

8.             Мясников, В.А. Компетенции и педагогические измерения/ В.А. Мясников, Н.Н. Найденова //Педдиагностика.-2007.-№2.-С.42-49.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ivdovina (08.12.2013)
Просмотров: 2570 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Погода
Яндекс.Погода
УчПортфолио.Ру
Педагогическая Пл
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024