Сайт преподавателя Вдовиной Ирины Александровны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Цели обучения английскому языку в рамках компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования

Цели обучения английскому языку

в рамках компетентностного подхода

в системе среднего профессионального образования

 

Во всем мире стремительно расширяются международные деловые и политические контакты в профессиональной сфере общения, создаются совместные предприятия, организации, фирмы.  В связи с развитием глобальных компьютерных сетей, доступностью получения информации обмена опытом, резко возросла потребность в специалистах, владеющих иностранным языками способных осуществлять иноязычное языковое общение. Успешное достижение целей профессионального взаимодействия, а также профессионального роста невозможно без наличия личностных и профессиональных качеств ( профессиональные знания, готовность учиться\переучиваться, инициативность, творческий подход, дисциплинированность). На все эти качества и способности личности обращает внимание работодатели, руководители предприятий и фирм при приеме на работу специалистов.

Сформированные ключевые компетенции студентов средних специальных учебных заведений способствуют более успешному и эффективному осуществлению профессиональных функций, связанных с использованием иностранного языка. Введение ключевых компетенций в систему обучения иностранным языкам в ссуз неизбежно ведет за собой переоценку целеполагания в обучении иностранному языку.

В настоящее время, как среди ученых, так и среди педагогов-практиков, все шире начинает распространяться так называемый компетентностный подход к образованию в противовес традиционному образованию, основанному на триаде ЗУН (знания-умения-навыки). Необходимость замены традиционной парадигмы образования связана с целым рядом причин, среди которых основной обычно считают интенсивный рост количества информации. Однако некоторые ученые полагают, что главной причиной следовало бы считать увеличение скорости изменения окружающего мира и соответственно, необходимости адаптации людей к этому изменению. Рост количества информации является следствием этого процесса адаптации, но при этом сам дает толчок к новому, еще более ускоренному, изменению мира. Но какую бы причину ни считать главной, суть одна – традиционное образование в форме ЗУН практически исчерпало себя.

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Таким образом, цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.  

         Проблема целеполагания – одна из самых основных задач проектирования обоснованной системы иноязычной подготовки специалистов в ссузах. По определению, предложенному профессором Мухаметзяновой Г.В. « целеполагания – это процесс и результат обретения целей». Целеполагание означает собственную определенность среднего профессионального образования, его смысловое конструирование, придающее ему целостность, направленность и конкретность воспитательному процессу. Михайлова Н.Н. дает такое определение  цели: «Цель это предельно конкретно, охарактеризованный качественно, а где можно, то и конкретно количественно, образ ожидаемого результата, которого можно достичь к определенному моменту времени. Под заданием цели имеется ввиду, что при ее формулировании всегда существует механизм (способ), позволяющий проверить соответствие результата поставленной цели. Таким образом. Цель и результат должны быть представлены, охарактеризованы и описаны таким образом, чтобы их можно было сопоставить.

         По мнению Новикова А.М., целеполагание – построение (проектирование) процесса определения целей. Существует несколько вариантов иерархий целей:

Иерархия целей Новикова А.М

Иерархия целей Гребенюк О.С.,

Орлов А.И.

Первый уровень целей: социальный заказ общества- ожидания социальных групп, определенный общественный идеал формирования личности.

Первый уровень целей: стратегические цели – обобщенное видение будущего без конкретизации и определяют положение и понимание роли образования.

Второй уровень целей: образовательная цель для каждой образовательной программы – социальной заказ трансформирован  в понятиях и категориях педагогики.

Второй уровень целей: тактические цели; определяют ближайшее и реальное состояние   образовательной системы. Конкретные цели, заданы на определенные этапы обучения.

Третий уровень: педагогические цели, которые реализуются повседневно на каждом занятии.

Третий уровень: оперативные цели; текущие цели, которые реализуются на каждом учебном занятии.

 


Взаимосвязь целей компетентностного подхода

в обучении иностранным языкам

 

 

Таким образом, целеполагание, это процесс определения или проектирования целей, тогда как «цель» это оконченный результат целеполагания, от выбора которой будет зависеть эффективность реализации остальных компонентов образовательного процесса. Цель профессионального образования определяет направление деятельности преподавателей и студентов, является критерием отбора содержания и выбора методов и средств обучения и воспитания, оценки результатов деятельности студентов. Полагают, что на каждом уровне подготовки специалистов среднего звена система целей должна сосоять из стратегической (глобальной) цели, которая является отражением социального заказа общества по отношению у обучающимся, и совокупности подчиненных ей тактических и оперативных целей.

Проблема изменения целеполагания в обучении иностранным языкам обусловлена недостатками традиционного подхода. При традиционном подходе в качестве стратегической цели обучения иностранным языкам в системеи среднего профессионального образования выступает подготовка специалиста, обладающего навыками в области технического перевода текста со словарем и элементарными умениями общения на иностранном языке. Таким образом, обучения иностранному языку в системе СПО сводится к механическому манипулированию речевыми структурами, переводу и заучиванию (пересказов) тестов, изучению лексического и грамматического материала по специальности, чтение специальной литературы на иностранном языке. Однако перечисленные цели весьма далеки от подлинного владения речью на иностранном языке. О недостатках традиционного подхода к подготовке в области иностранного языка свидетельствует третий раздел ГОС СПО – «Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности», в котором в качестве основных дидактических единиц языка являются: основы общения на иностранном языке (фонетика, лексика, фразеология, грамматика); основы делового языка по специальности (профессиональная лексика, фразеологические обороты и термины, техника перевода (со словарем) профессионально-ориентированных текстов).Обучение иностранному языку через грамматико- переводной метод предоставляет качественные знания системы языка и владение переводческими навыками, что, однако, не обеспечивает студентам развитие личностных и профессиональных качеств средствами иностранного языка.

Следовательно, следуя перечисленным целям, среднее образовательное учреждение становится неспособно в условиях рынка обеспечить будущих специалистов необходимым уровнем владения иностранного языка.

Таким образом, формирование знаний, умений и навыков ограничивает цели обучения узко предметным образованием и недостаточно учитывает требования компетентности современного человека в условиях конкуренции на рынке труда.

Однако присоединение России к Болонскому конгрессу в 2003 году сделало данную тему актуальной. Традиционные цели обучения не могут способствовать интеграции российского образования в единое мировое образовательное пространство, не может соответствовать мировому уровню образования и мировым стандартам.

Тенденция переориентации образовательной парадигмы с традиционного подхода на компетентностный обсуждается международными сообществами. Компетентностный подход ориентирует учебный процесс на знания и умения студента, получаемые в результате обучения. В Российской Федерации в 2005-2010 годах предусматривается разработка и введение в действие государственных образовательных стандартов «третьего поколения» на основе компетентностного подхода. Ученые считают, что использование компетентностного подхода при описании результатов обучения положительно скажется на повышении компетентности и конкурентоспособности выпускников СПО.

Актуальность компетентностного подхода, его отличие от знаниево-ориентированного заключается в том, что:
•  образовательный результат «компетентность» в большей мере соответствует общей цели образования - подготовке гражданина, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию

•  в нем соединяются интеллектуальная, навыковая и эмоционально-ценностная составляющие образования, что отвечает нашим представлениям о содержании образования;

•  содержание образования, в том числе и стандарты, должны подстраиваться по критерию результативности, которая, однако, выходит за границы ЗУНов;

•  «компетентность» выпускника, заложенная в образовательных стандартах неминуемо повлечет за собой существенное изменение не только в содержании образования, но и в способах его освоения, а значит в организации образовательного процесса в целом;


•  данный подход обладает ярко выраженной интегративностью, объединяя в единое целое соответствующие умения и знания, относящиеся к широким сферам деятельности, и личностные качества, обеспечивающие эффективное использование ЗУНов для достижения цели.


 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ivdovina (08.12.2013)
Просмотров: 1219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Погода
Яндекс.Погода
УчПортфолио.Ру
Педагогическая Пл
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024